КОНТАКТЫ mail etnokrasnodar@gmail.com тел. +7 (961) 512 26 22 Михаил тел. +7 (961) 508 55 66 Анастасия icq 462 134 762 Мы с удовольствием ответим на любые ваши вопросы.
|
|
Развитие креативности взрослых в процессе обучения игре на этнических музыкальных инструментах (на примере варгана).Коваленко А.Н. Руководитель Школы варгана "КАМ", психолог-консультант, педагог высшей категории ККЦТРиГО, музыкант-мультиинструменталист, руководитель оркестра русских народных инструментов "Юные виртуозы" (г. Краснодар). В настоящее время в российском обществе в социально-экономической сфере, в науке, технике и технологиях происходят глобальные изменения. Успешность жизнедеятельности человека в интенсивно меняющемся мире зависит от его способности находить оригинальные, неожиданные решения, соответствующие своеобразию ситуации, проявлять креативность. Те, кто не обладает вышеуказанным качеством, потеряв привычную точку опоры, с огромным трудом находят новую. В связи с этим новый ракурс получает проблема раскрытия творческого потенциала взрослого человека.Изучению творческих способностей и творческой деятельности в психологических исследованиях посвящены работы С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, П.М. Теплова, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, В.Д. Шадрикова и др. Концепции креативности были созданы Дж. Гилфордом, П. Торренсом, М. Воллахом, Н. Коганом, С. Медником.Креативность (от лат. творение, созидание) – способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности. Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. В повседневной жизни происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде.На основании теоретического анализа исследований В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина, В.В. Давыдова, А.В. Хуторского в качестве основных психолого-педагогических условий, способствующих развитию креативности, можно выделить:1) высокую степень неопределенности образовательной среды (наличие проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств);2) многовариативность образовательной среды (богатство возможностей, является условием нахождения собственных ориентиров деятельности);3) низкую степень регламентации деятельности и поведения (отсутствие прямых указаний, предоставление возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения);4) предметно-информационную насыщенность образовательной среды;5) представленность образцов креативного поведения;6) диалогичность педагогического процесса (наличие в педагогическом взаимодействии активной обратной связи, его направленность на межличностное эмоционально насыщенное общение).Возможно ли искусственно воспроизвести условия социальной микросреды, которые могут позитивно влиять на развитие креативности?Как утверждает В.Н. Дружинин в своей книге «Психология общих способностей», несомненно, легче всего сконструировать такую среду для детей 3-6 лет. Однако в условиях интенсивного научно-технического и социально-экономического развития от взрослого человека востребовано креативное мышление. В связи с этим, особую актуальность приобретают психолого-педагогические подходы и технологии, ориентированные на создание таких психолого-педагогических условий, которые дадут возможность взрослому человеку понять, реализовать себя, развить творческие способности и проявить их в самостоятельной деятельности.Приведём для примера исследование, проведённое в частной школе обучения игре на этнических музыкальных инструментах города Краснодара. В исследовании принимали участие взрослые обучающиеся в возрасте от 23 до 40 лет в количестве 20 человек. В группе для начинающих обучение взрослых изучался уровень развития креативности с помощью тестов невербальной креативности П. Торренса (субтест «Закончи рисунок»), вербальной креативности Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник (субтест «Использование предмета» (варианты употребления)).По результатам диагностики невербальной креативности у взрослых преобладает средний уровень (60%) креативности, низкий уровень выявлен у 36%. Высокий уровень невербальной креативности обследованных взрослых выявлен у 4% . По результатам диагностики вербальной креативности отмечено, что у взрослых также преобладает средний (62%) и низкий (37%) уровни. Высокий уровень вербальной креативности выявлен у 1% обследованных.Таким образом, по результатам проведённого исследования выявлено преобладание у взрослых среднего и низкого уровней креативности, высокий уровень также присутствует, но в наименьшем значении.Полученные данные свидетельствуют о необходимости развития креативности в обследованной группе взрослых, которые будут организованы в процессе обучения игре на варгане.Подходящую среду для развития креативности возможно создать в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, так как именно музыка наиболее способствует проявлению творческих способностей, даже у взрослых.Другой вопрос, почему именно игра на этнических инструментах подходит для формирования у взрослых креативности?Этника – одно из наиболее старейших направлений в музыке. Другое официальное название – музыка народов мира, местная музыка. Сам термин появился в 60-х годах прошлого века, а широкое распространение стиль этника получил в 70-80-е годы 20-го столетия. Этномузыка тесно связана с фольклором и традициями разных стран. Этнической музыке в большей степени присуща импровизационность – создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.Существует множество этнических инструментов и каждый привлекателен для музыканта-импровизатора. Это всевозможные этнические барабаны: дарбука (ОАИ), уду (Нигерия), джембе (Индия), дола (Кавказ) и др.); духовые: диджириду (Австралия), кугиклы (др. Русь), кавал (Турция), фуяра (Словакия), волынка (др. Русь, зап. Европа), пимак (сев. Америка); струнные: гусли (др. Русь), гудок (др. Русь), игил (Казахстан), домра (др. Русь) и др.Однако, на мой взгляд, наиболее подходящим музыкальным инструментом для развития креативности является именно варган. Варга́н (от древнеславянского варга – рот, уста, губа), русское название язычкового народного инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.В качестве методов обучения игре на варгане, наряду с традиционными методами обучения музыке, для развития креативности взрослых необходимо использовать проблемное и эвристическое обучение, ТРИЗ – педагогику. Все они ориентированы на самостоятельный поиск знаний, открытие закономерностей, творческое применение в деятельности.При развитии музыкального творчества можно начать с простых упражнений, например «Сыграй мне свое настроение», «Сыграй то, что ты видишь на картинке», где взрослым предлагается сыграть свое настроение, описать звуками предметы изображенные на картинках, импровизируя интонациями и движениями. На занятиях можно использовать процесс сочинительства мелодий в игровой форме с последующим анализом, пропеванием и изображением в свободной форме полученных мелодий.В процессе занятий задания усложняются. Так взрослым можно сыграть мелодию собственного сочинения, предложив сочинить в соответствие с текстом свою оригинальную мелодию. Задание ещё более усложнится, если на эту мелодию нарисовать сюжет.Следующий этап развития музыкального творчества – сочинение мелодий контрастного характера на заданный текст. Необходимо отметить, что первые импровизации будут однотипными, похожими друг на друга. Обучающиеся при анализе собственных мелодий сами отмечают данное сходство. В процессе выполнения подобных заданий мелодии становятся всё более оригинальными.Таким образом, задания становятся всё сложнее. На более позднем этапе взрослые сами, без образцов, смогут выбирать тематику музыкальных произведений, придумывать оригинальные слова и мелодии. При этом необходимо в дополнении использовать зарисовывание, лепку, аппликации мелодий и сюжетов песен, их оригинальное танцевальное изображение, чтобы развивались вербальный и невербальный компоненты креативности.На основании выделенных психолого-педагогических условий была составлена программа, направленная на развитие креативности взрослых, в частности, умения успешно импровизировать в группе. При выработке концептуальной основы программы я исходила из представлений о ведущей роли внутренней мотивации в развитии личности и развитии любых, в том числе и творческих способностей взрослых. Лишь при условии любви к музыкальной деятельности во всех ее видах возможно развитие соответствующих способностей. Особенно важна роль мотивации для развития музыкального творчества – сочинительства, импровизационной игры.Таким образом, педагог может помочь приобрести не только специальные знания и умения, но и развивает творческое воображение, стремление по-своему, оригинально передавать музыкальный образ, импровизировать в игре на варгане.Список литературы.1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.2. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж:, 2003.3. Шишигин С.С. Играйте на хомусе. Красноярск, 2001.
|
Розничный магазин в Москве
ТУРБОДЗЕН Группа ТУРБОДЗЕН ВКонтакте
Славянская этно-группа ВеданЪ КолодЪ ВКонтакте Мастерская старинных Мастерская музыкальных инструментов "НарВал" ВКонтакте |